А у нас сегодня выходной
"Меня посчитали". То есть - прочитали)
Без смеха - мне очень приятно, что написанное мною вызывает эмоции. Любые...
"Атаринья" - последнее, из написанного. Собственно говоря - это логическое продолжение "Астальдо", в котором я была вынуждена бросить обожаемого героя на поле брани. Да, законы чужого мира суровы - и спасти Фингона не получалось никак.
План по спасению и его, и всех остальных нолдор в Мандосе сущих, вызрел некоторое время спустя и был воплощен.
Мои консультанты по миру Арды - двое ролевиков - сей проект одобрили. Кстати, с огромным запозданием огромное им спасибо. Ведь это они носили мне диски с "Утраченными сказаниями" и "Шибболетом", фанфиками и стихами толкинистов, учебниками квенья и синдарина и прочим-прочим, необходимым для того, чтобы быть в теме.
Мне, в принципе, и раньше говорили, что нравится-не нравится, да оно и понятно - всем нравится только доллар в энной степени
Но интересная получается тенденция - да, я опять...
Часть читающих этот опус подозревают, что мир Арды суров и не всегда по человечески справедлив.
Вот задумывался кто-нибудь, что у "Властелина Колец" вовсе не хэппи энд?
Ну да, зло повержено во прах, но волшебство исчезло, эльфы ушли, а дальше?
Через сколько поколений потомок Арагорна станет новым Ар-Фаразоном? И за неимением под рукой Валинора, на который можно напасть, начнет отстреливать оставшихся в Средиземье эльфов?
Через сколько поколений люди, не имея общего врага, озвереют и вцепятся друг другу в глотки?
Ведь никуда не исчезли ни горцы, имеющие территориальные претензии к Рохану, ни южные народы, воевавшие на стороне Саурона...
Мир брошенный Богами, а к Эру, как показала история Нуменора, лучше не обращаться.
Но это так, к слову...
Что меня не удивило - улыбнуло в отзывах тех, кому не понравилось. Кому понравилось - с теми все понятно: нет слов одни эмоции И я очень рада, что чтение принесло им несколько приятных часов.
Но вот человек которому не понравилось. Его реакция мне очень живо напомнила свидетеля Иеговы, которому в руки попал... нет, не журнал по научному атеизму а книга, где излагается взгляд на Библию какого-то другого христианского направления.
Ужас до отвращения, и отвращение до ужаса...
Люди, это чего, и правда аж так серьезно?
А вроде бы да.
Этот мир придуман не мной - Толкин творец его, и смотрит он на мир как Эру Илуватар, глобально.
То есть - с точки зрения творца, Арде жизненно необходимо прибытие Эарендиля в Валинор, и чайка-Эльвинг, и Сильмарилл в небе. Это столпы на которых держится эпос.
Но героям эпоса, проигравшим все, от этого не легче. Им больно. Маэдросу больно, Маглору больно. Ну да, конечно, самидуракивиноваты, но им все равно больно. И Толкин понимает, что им больно, и Профессору, наверное, до слез было жалко своих героев, но увы - справедливости было слишком много.
Те, кому больно, не могут смотреть на свой мир глазами его сотворившего. У них болят обожженные Сильмариллами ладони, в которых они пятьсот лет сжимали мечи, защищая Арду от вселенского зла.
Справедливо наказаны - справедливо.
Достойны любви и жалости - достойны.
Вот этого-то и не могут понять... ну я не знаю, наверное, люди, воспринимающие Сильмариллион как Библию: шаг вправо шаг влево - уже ересь. Для них оступившиеся не достойны любви и жалости.
Потому так много споров о Мандосе - одни считают его узилищем, другие - психиатрической клиникой. Собственно говоря - неправы обе стороны: Мандос не ад, там нет вечных мучений. Но и выхода оттуда нет - по крайней мере в течение долгого времени. Для тех, кто виноват.
И вот интересно, откуда возникла эта мысль о том, что в Мандосе лечат. Помню, где-то у Ноло был целый холивар насчет карательной психиатрии. Не, я с его мнением тоже не согласна, но...
Верующие в справедливость описанного Профессором мира, изо всех сил стараются сгладить его шероховатости. Вот Мандос - посидят там эльфы, подумают, раскаются, излечатся (от чего?) и радостно, стройными рядами, помаршируют к выходу.
Ой, как-то жутковато мне стало от этих стройных рядов одинаковых улыбающихся существ.
Где-то у Дяченков была такая фишка - колдунья пыталась излечить людей от их недостатков. Влезла в голову к одному мужику, вычистила недостатки... Мужик превратился в "овощ".
Потому что вместе с недостатками исчезла и личность.
Феанор не бунтарь? Тогда это уже не будет Великий Мастер - гениальность его обратная сторона Огненного Духа.
А Финголфина от чего лечить? От попытки протянуть мятежному брату руку - "я пойду за тобой"? От того высокого огня, который пылал в его глазах, когда он мчал к Ангбанду "и орки разбегались, принимая его за Валу" - как то так. Гордыня ведь...
От чего лечить Фингона, уверенного в победе, несмотря на Проклятие Намо - "день настанет, эльдар и аданы". Какое он имел право так восклицать - он же слышал Судью.
Но верующие в справедливость Арды хотят, чтобы счастье было всем, и никто не ушел обиженным. Чтобы все эльфы, раскаявшиеся и просветленные, вернулись к своим семьям.
Феанор без своего буйного нрава, Финголфин без яростного накала духа, Фингон без уверенности в победе, которая и делала его Отважным.
Не узнают их близкие, мне кажется. А то и испугаются.
Мир Толкина не белочерный - он многоцветен. А нас учили с детства, что цветов может быть только два: белое и черное, ангелоподобные "наши" и дьяволоподобные "враги". Вся советская литература была переполнена этим вот до краев - нет оттенков, есть только свет и тьма.
Непонятно только, откуда такие понятия у молодых, двадцатилетних. Про стройные-то ряды. Про то, что орк не может быть симпатичным (это я уже другое вспомнила), а то его мол жалко будет убивать, а то и нельзя.
Если за спиной есть достойное защиты - это сражаться не помешает, как не помешает потом и оплакать павшего врага.
Люди, ау... Ведь даже в Темные Века восхищаться доблестью врага вовсе не было предательством. А мы все строим из себе Мальчишей-Кибальчишей, сражающихся с "проклятыми буржуинами". Враг должен быть мерзок и вонюч, а "свой" не иначе как в белых одеждах.
А поскольку те же Феаноринги ни к той, ни к другой категории не относятся, то их надо - вылечить. Хотя Маэдрос, не поднявший к небу меч при первых словах грозной Клятвы, никому не будет интересен.